МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ


МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
– это процессы накопления и роста научных знаний. Выделяют три основных подхода к раскрытию механизмов развития науки. Первый –  кумулятивистский (от лат. cumulatio – увеличение, накопление), который возник на этапе формирования классической науки, утверждающий, что наука развивается путем простого приращения знания, увеличение его объема и каждое новое открытие, теория, гипотеза увеличивают объем знаний, расширяют возможности объяснения явлений, в определенной степени углубляют понимание природы (при этом ничего не отбрасывается), т.е. рост научного знания – это чисто количественные накопления. Второй  эволюционный сформировался в конце XVIII-начале XIX века, благодаря эволюционным гипотезам И. Канта и П.С. Лапласа  (объясняла происхождение солнечной системы из гигантских газовых туманностей), эволюционной теории Ч.  Лайеля (о формировании Земли), Ж. Б. Ламарка (о развитии живых организмов), Ч. Дарвина (теория происхождения видов) и Ч. Спенсера, который придал эволюционным идеям универсальный характер и распространил их на развитие самой науки. В XX веке эволюционный  взгляд  на  развитие  науки  в  западной  философии  науки  получил обоснование в виде двух ведущих вариантов. Первый был разработан К. Поппером, который развитие знания рассматривает не как простое накопление всех идей, гипотез, а выборочное, подвергнутое как бы  естественному  отбору, т.е. развитие науки предстает как процесс бесконечного выдвижения смелых гипотез, из большого числа которых выбираются те, которые обладают большей степенью доказательности, и отбрасываются те, которые противоречат опыту, в дальнейшем  они  тоже  подвергаются  проверке,  сохраняясь  или  отбрасываясь.  Второй вариант предложен Т. Куном, который считал, что  эволюционные процессы в науке протекают не постепенно, а через научные революции, каждая из которых формирует свою систему знания (парадигму), не связанную с предыдущей, т.о. наука существует как процесс смены одной парадигмы другой. Третий – диалектический,  согласно  которому  наука  развивается  и  происходит  рост  научного знаний через разрешение противоречий, которые возникают в самом научном процессе  (это  противоречия  между  теорией  и  практикой,  между  отдельными теориями, между методами и подходами, между истиной и заблуждением и др.), при этом на каждом отдельном историческом этапе в процессе разрешения этих противоречий  формируется  своя  система  знаний,  которая  носит  конкретноисторический характер. Разрешение накопленных в науке противоречий может не выходить  за  рамки  существующего  знания,  а  может  вызывать  его  коренную ломку.  В  этот  момент  наступает  революция в  одной  или  нескольких  науках, система знания становится другой, но она внутренне связана с предшествующим знанием. В диалектической  концепции научная революция не является простым отбрасыванием предшествующего знания, а диалектическим его отрицанием, т.е. с моментом преемственности, сохранения. Таким образом, в самой диалектической  концепции находят обобщение и используются все ранее существующие взгляды на развитие науки  (кумулятивистский, эволюционный), но диалектический взгляд на развитие науки не простая сумма предшествующих, а новое качественное  видение самой  науки  как  саморазвивающегося  процесса в  духовной деятельности людей.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. . 2010.

Смотреть что такое "МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ" в других словарях:

  • СССР. Естественные науки —         Математика          Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… …   Большая советская энциклопедия

  • Институт экономики Комитета науки МОН РК — Год основания 1952 Расположение …   Википедия

  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания. В своем исследовании научного знания Ф.н. опирается на те или иные гносеологические… …   Философская энциклопедия

  • СССР. Технические науки —         Авиационная наука и техника          В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909 1914) Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и др. Был построен 4 моторный самолёт… …   Большая советская энциклопедия

  • философия науки —         ФИЛОСОФИЯ НАУКИ специальная философская дисциплина, предметом которой является структура и развитие научного знания. Исторически также философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Горные науки —         (a. mining science; н. Bergbauwissenschaften; ф. sciences minieres; и. ciencias mineras) комплекс наук об освоении ресурсов недр и первичной переработке добытых полезных ископаемых.          Oбъект, цель и связь co смежными науками. Г. н …   Геологическая энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — отрасль социологии, изучающая Н. ( Наука) своеобразную сферу человеческой творческой деятельности, назначение которой выработка, накопление и теоретическая систематизация научного знания, а также его использование в практической деятельности.… …   Социология: Энциклопедия

  • психология науки — отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности с целью повышения ее эффективности. П. н. трактует эти факторы, исходя из понимания науки как социально организованной системы особого вида духовного производства, продукты которого… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Методы развития творческого воображения — ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году[1] это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… …   Википедия

  • Лауреаты премии Ленинского комсомола в области науки и техники — Содержание 1 1970 2 1972 3 1974 4 1976 4.1 Премии за 1975 год …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.